Главная Армия Деньги Люди науки Исскуство История Закон и порядок Политики Религия Спорт Театр и кино TV и СМИ Шоу-бизнес
Главная arrow Люди науки arrow Герберт Маркузе Herbert Marcuse
Герберт Маркузе Herbert Marcuse Печать E-mail
 Герберт Маркузе- фото и биография Herbert Marcuse - photoГерберт Маркузе Herbert Marcuse (1898-1979 гг.) - немецко-американский философ и социолог, один из основателей Франкфуртского института социальных исследований.
Родился(19 июля 1898 года) и учился в Германии, с 1917 года - социал-демократ; после убийства Р.Люксембург и К.Либкнехта вышел из партии. В 1919-22 годах в Берлине и Фрайбурге изучал философию. Ученик Хайдеггера. С приходом к власти нацистов, в 1933 году по понятным причинам (был евреем) эмигрировал в Швейцарию. В 1934 году перебрался в США. В годы Второй мировой войны руководил отделом Американской стратегической разведки, занимавшейся разработкой психотронной войны против «третьего рейха». После 1945 года Маркузе работает в Германии экспертом по «денацификации», разрабатывая методики определения - можно ли того или иного человека считать нацистом по убеждению, нацистом ради карьеры, или же нацистом, ставшим таковым по принципу: «все вступали и я вступил». Параллельно Маркузе активно изучает советскую пропагандистскую и идеологическую литературу, позднее обобщив свои впечатления в книге «Советский марксизм». Столь плотный контакт с фашизмом и коммунизмом одновременно ни для кого не проходит без последствий, и Маркузе в этом отношении не стал исключением. После того, как «денацификация» в Германии начинает сворачиваться, он уходит из внешней разведки и какое-то время сотрудничает с Русским институтом при Колумбийском университе и Русским центром при Гарвардском университе в качестве эксперта по «советскому марксизму». С начала 50-х полностью посвящает себя научно-преподавательской деятельности.
 Считая себя «недогматичным сторонником» К.Маркса, Маркузе направляет свою критику не только против советского общества, но, в такой же мере, и против западного, считая их двумя сторонами одной медали. Попутно он начисто отрицает важнейший тезис ортодоксального марксизма о пролетариате, как единственной силе, способной разрушить капитализм. По мнению Маркузе, современное общество потребления развратило всех, в том числе и пролетариат. В своей знаменитой книге «Одномерный человек» у Маркузе нет героев, а есть одни только жертвы, которых и обвинять-то, собственно, нельзя - все без исключения зомбированы, запрограммированы, никто не действует по собственной воле. Маркузе утверждает, что в условиях капитализма человек «одномерен», поскольку им целенаправленно манипулируют. Общество хотя и стало по сути бесклассовым, но оно все так же далеко от идеала К.Маркса - коммунизма. Вместо коммунизма или его подобия получилось некое «одномерное общество» - Неототалитарная Система, существующая за счет гипноза населения средствами массовой информации, которые внедряют в каждое индивидуальное сознание «ложные потребности» и тем самым порождают «культ потребления». Но если пролетариат больше не является «передовым классом», считал Маркузе, и, соответственно, не способен к радикальным действиям, значит его революционная роль автоматически должна перейти к так называемым «аутсайдерам», которые, в отличие от изжившего себя пролетариата, не интегрированы в существующую социальную структуру - это безработные, деклассированн��е элементы, разочаровавшаяся в идеалах и ценностях своих отцов молодежь, всякого рода маргиналы, народы стран «третьего мира» и т. д. Их естественными союзниками являются представители авангардного искусства - «контркультура» (как следующий этап советского «пролеткульта»), которые должны избавлять людей от «репрессивной буржуазной культуры». При этом единственное, что все они сообща могут противопоставить Системе - это «Великий Отказ», то есть иррациональное и тотальное неприятие существующей действительности, какой бы внешне привлекательной она ни была...
 Именно эта теория наряду с концепцией допустимости применения насилия против общества, подавляющего с помощью «репрессивной терпимости» любую оппозицию, более всего способствовала превращению имени Г.Маркузе в символ движения новых левых, для которых авторитет их «крестного отца» был столь же высок, как и авторитет К.Маркса. Говорят, французская молодежь в свое время даже выходила на улицы с плакатами, на которых были начертаны три буквы «М», что означало «Маркс - Маркузе - Мао»... Главный вывод, который сделал Маркузе, сводится примерно к следующему - чтобы разжечь новую революцию, нужно идти в самый низ, на дно общества, к маргиналам, вплоть до уголовных преступников, наркоманов, бомжей, не забывая при этом про зеленую молодежь, испытывающую ломку переходного возраста. «Третий мир» для этих целей также более, чем хорош, особенно в виде многочисленной бесправной иммиграции в богатые страны... И вот, что еще очень важно, современная революция по Маркузе не сводится к достижению тех или иных позитивных социальных целей. Новая революция - это Великий Отказ, сочетающий в себе тотальный нигилизм с предельным антиобщественным поведением... Полный бред? Как сказать... Брагодаря энтузиазму Маркузе полвека назад почти всю Западную Европу и Северную Америку охватили молодежные беспорядки и массовые забастовки ультралевых, которые и вправду чуть было не привели к настоящей революции... А потом вдруг, как по мановению волшебной палочки, «революционный тайфун» почему-то внезапно стих, бесследно растворившись в пространстве. Как будто его и не было... Некоторые аналитики называют такое чудесное природное явление «полицейским социализмом» - когда некая неведомая сила использует талантливых провокаторов для организации всякого рода «революционных движений», чтобы потом ими надежно управлять и в нужный момент использовать в своих целях.

Автор Бречег telegraf.by
 
« Пред.   След. »
home contact search contact search