Главная Армия Деньги Люди науки Исскуство История Закон и порядок Политики Религия Спорт Театр и кино TV и СМИ Шоу-бизнес
Главная arrow Театр и кино arrow Евгений МИРОНОВ
Евгений МИРОНОВ Печать E-mail

Евгений МИРОНОВ Mironov EVGENIJЕвгений МИРОНОВ Родился 29 ноября 1966 года в Саратове. Отец – Миронов Виталий Сергеевич (1938–2004). Мать – Миронова Тамара Петровна (1941 г. рожд.). Сестра – Миронова Оксана.

Отец Евгения практически всю жизнь проработал шофером в военном городке Татищево Саратовской области, у мамы не было определенной профессии – одно время она работала электромонтажницей, потом делала елочные украшения, своими руками мастерила замечательные игрушки «звездочки». Но Евгений считает, что родители – удивительно артистичные люди, они принимали участие в художественной самодеятельности, а им с сестрой этот талант передался по наследству. Сестра Оксана выбрала балет – сначала поступила в Саратовское хореографическое училище, потом перевелась в Петербургскую академию балета имени Вагановой. После окончания учебы ее пригласили в труппу Государственного академического театра классического балета под руководством Касаткиной и Васильева, там она проработала 10 лет. В настоящее время Оксана Миронова создала свою детскую балетную студию «Шене» при Московском государственном социальном университете, коллектив выступал вместе с Лучано Паваротти на праздновании 300-летия Санкт-Петербурга. Она успевает выпускать премьеры в «Русских сезонах», ездит на гастроли, а недавно снялась в фильме Владимира Хотиненко «Вечерний звон».
Семья Мироновых всегда умела потрясающе веселиться – домой часто приходили гости, устраивались веселые розыгрыши, конкурсы, а на Новый год, в разгар праздника, все шли к речке кататься с горки – взрослые и дети скатывались вниз на специальных «тарелках». В семье существует легенда, что дедушка Евгения в молодости был певчим в хоре при церкви, затем стал экскаваторщиком, объехал всю страну. (Его дочь, мать Евгения Тамара Петровна, родилась в Брянской области). В итоге семья осела в Саратове. Но Евгений считает, что их корни – из Подмосковной деревни Жемчужная, где когда-то родилась прабабушка.
Женя Миронов оканчивал школу в военном городке Татищево, где располагались ракетные войска, которые тогда были засекречены. Стать актером он мечтал с детства – занимался в драматическом кружке, учился в музыкальной школе по классу аккордеона. Лицедейство привлекало Миронова не как будущая работа, а как принцип жизни. Вместе с Оксаной они часто ставили кукольные спектакли – долго готовились, шили кукол, репетировали, а потом собирали родственников и устраивали представления. Это увлечение продолжилось и в школе, Миронов ставил драматические спектакли, и вместе с сестрой принимал в них участие. Еще мальчишкой он с упоением смотрел фильмы, а когда увидел «Собаку на сене», сразу влюбился в главную героиню и не мог дождаться, когда же увидит титры. Тогда он выцарапал гвоздем на полу всего два слова – «Маргарита Терехова».
В выборе профессии сомневаться не приходилось, и сразу после 8-го класса Миронов стал студентом Саратовского театрального училища имени И.А. Слонова, одного из немногих учебных заведений, куда принимали с 14 лет. Женя так сильно хотел стать актером, что просто не мог ждать еще два года до окончания десятилетки, и в 1982 начал учебу в училище, которое успешно окончил в 1986-м. Преподаватели считали его одним из самых одаренных студентов, Миронов учился у Валентины Ермаковой, актрисы из блистательного поколения воспитанников Юрия Петровича Киселева.
После окончания училища Евгения Миронова пригласили в саратовский ТЮЗ, но его мечтой была Москва и продолжение учебы у прославленного земляка О.П. Табакова. Однажды он увидел по телевизору передачу о его театре-студии – Олег Павлович просто разговаривал с актерами, но Миронова поразило общение с учениками, которое происходило в свободной манере, раскованно; они беседовали легко и по-свойски.
Решение было принято: Евгений поехал в столицу. Тогда он еще не знал, что педагог в этот период не набирал учеников, и три часа караулил его у служебного входа во МХАТ. Увидев Табакова, восторженный мечтатель подбежал к нему со словами: «Здравствуйте, я из Саратова!» Начинающему актеру казалось, что от этого признания Олег Павлович бросится ему на шею и скажет: «Наконец-то, я тебя заждался!» Но тот посмотрел на Миронова подозрительно и ответил: «Ну и что? Да ко мне пачками из Саратова приезжают!», на что услышал: «Секундочку! Что значит пачками? Я один такой! Вы должны меня посмотреть!» Табаков растерялся от такой самоуверенности и… отправил Женю к своим ассистентам. Он показался всем педагогам, но задержался у Авангарда Леонтьева, который преподавал на курсе актерское мастерство. Четыре часа Леонтьев прослушивал Миронова, который прочитал ему весь свой репертуар, спел и даже станцевал. На следующий день в институте ему организовали показ и взяли на 2-й курс, но с двухнедельным испытательным сроком – ему еще предстояло доказать, что он достоин учиться в Школе-студии.
И этот момент стал одним из самых тяжелых в его жизни. Нужно было подготовить со студентами отрывок для показа, а они приняли новичка настороженно: ребята понимали, что если Миронова возьмут, то только взамен кого-то из них, а за год они уже успели друг к другу привыкнуть. В результате подготовить показ с Евгением согласился Роман Кузьмиченко, у них это прекрасно получилось, и Миронов остался на курсе.
Актерская профессия – сама по себе очень жестокая, в ней не может быть никаких средних вариантов. Табаков четко давал понять, что если к концу учебы студент не овладеет профессией, то ему лучше уйти сразу, зато те, кто доходит до конца, ощущают себя единой семьей. Не случайно впоследствии два талантливых друга-однокурсника – Женя Миронов и Володя Машков в фильме Дениса Евстигнеева «Лимита» (1994) сыграют практически самих себя в студенческие годы. Поначалу почти незаметный эпизодический персонаж в исполнении Миронова, талантливый программист Михаил, в процессе съемок стал в один ряд с главным героем благодаря таланту актера. Но это будет позже…
После окончания учебы в 1990 году Миронов получил сразу три приглашения на работу – от Ефремова, Табакова и Театра на Малой Бронной. Свой выбор актер остановил на Театре-студии «Табакерка».
В своем первом фильме Миронов снялся еще на 3-м курсе – до этого О.П. Табаков не отпускал студента, хотя предложения поступали часто. Александр Кайдановский снимал «Жену керосинщика» (1988), элитное кино, напоминающее таинственные фильмы Тарковского. Он предложил Евгению роль второго плана. Миронов с интересом принимал участие в съемках, сам придумал характер своего героя. Время действия фильма происходит в 1953 году. В маленький провинциальный городок приезжает следователь прокуратуры, чтобы разобраться в преступлении. Во время следствия выясняются подробности сложных взаимоотношений подследственного и его брата-близнеца, и всему виной – любовь к женщине. Фильм получил Гран-при (странные фильмы) на Международном кинофестивале фантастического кино и фильмов ужасов в Авориазе (1990).
Очень скоро молодого актера заметили – после его участия в нескольких совершенно не похожих лентах, в том числе в армейской драме «Делай – раз!» (1990), где они с Владимиром Машковым играли новобранцев, в военном фильме о событиях 1941 года «Перед рассветом» Ярополка Лапшина, в политической картине Александра Митты «Затерянный в Сибири» (1991). Однако широкую известность и признание как зрителей, так и критики Евгений Миронов получил после исполнения главной роли Саши в фильме Валерия Тодоровского «Любовь» (1991). Он возвращал на экран почти забытые романтические символы – любовь, судьбу, веру. За эту роль он удостоился целого ряда кинематографических наград как отечественных, так и зарубежных и признан лучшим актером 1992 года.
Не потерялся Миронов и среди звезд российского кино в картине Петра Тодоровского «Анкор, еще анкор!» (1992), которая только увеличила его популярность. Его герой – молодой лейтенант, пытается одолеть тиски советской системы, безжалостно ломающей судьбы людей в послевоенные годы. Потом актер снимался у Михаила Швейцера, Дениса Евстигнеева, а за работу в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» (1994) на фестивале «Созвездие-95» получил приз за лучшую эпизодическую роль.
Но жажда играть не переросла у Миронова в актерскую неразборчивость. После выхода фильма «Анкор, еще анкор!» его наперебой приглашали на роли героев-суперменов, но он выбрал «Мусульманина» (1995). И снова выиграл: фильм Владимира Хотиненко – несомненная творческая удача актера. Его герой – рядовой Николай Иванов, вернулся из плена мусульманином. Но не нашел сочувствия среди односельчан и родных, которые встретили его враждебно. Финал фильма трагичен, но не безнадежен – режиссер дает понять, что выход к свету существует, у каждого человека есть шанс, и некоторые его реализуют.
Стоит отметить также созданный Мироновым образ Хлестакова в комедии Сергея Газарова «Ревизор» (1996), где он снимался с выдающимися актерами Никитой Михалковым, Зиновием Гердтом, Арменом Джигарханяном, Мариной Нееловой, Владимиром Ильиным. Евгений экспериментирует, показывая нового Хлестакова – человека невинного, инфантильного, которого можно принять за «неземное создание».
Картина Михаила Пташука «В августе 44-го» (2000) показывает страшное время и события, которые происходят в смертоносном лесу, где убивают и умирают безвестные дезертиры, немцы, диверсанты, власовцы, польские «аковцы», литовские «лесные братья». Если кто-то и способен здесь жить, так только странный горбун-поляк, закладывающий смершевцам родственника. И единственный, кто может справиться с этим, – капитан Алехин, обманчиво мягкий, опасный для всех, совмещающий в одном лице и доброго, и злого следователя. Евгений Миронов с этой ролью справился прекрасно, а единственным достойным его соперником стал шпион в исполнении Александра Балуева.
Еще одна несомненная творческая удача Миронова – фильм «Идиот» (2004), названный Инной Чуриковой «сладостными мучениями». Поначалу актер считал, что не подходит для роли князя Мышкина, но все-таки решил попробовать, создав вместе с Олегом Басилашвили, Инной Чуриковой, Владимиром Машковым, Михаилом Боярским, Ольгой Будиной, Лидией Вележевой прекрасные образы одного из наиболее сильных произведений Достоевского. Страсти Настасьи Филипповны и грустная история князя Мышкина всегда привлекали внимание, вызывали споры, роман экранизировали лучшие режиссеры – от Ивана Пырьева до Акиры Куросавы. Но главной удачей новой версии стал Евгений Миронов. В титрах его фамилия идет отдельно, режиссером и даже коллегами по фильму он обозначается не иначе как «великий актер», который удерживал на себе большую часть сцен.
Владимир Бортко снял свою историю не только об отношениях Настасьи Филипповны, князя Мышкина и Рогожина, хотя и эта часть фильма немаловажна, но и показал философские размышления и особенности мировосприятия человека «не от мира сего», попавшего в жестокую обстановку реальной жизни и воспринимаемого окружающими не иначе как «идиот». Поверхностно коснуться Достоевского невозможно, режиссер максимально погрузил актеров в материал, работа шла круглосуточно, и каждый по-своему тяжело переживал период пост-»Идиота». Миронов настолько остро прочувствовал своего героя, так долго жил его мыслями и поступками, что порой переставало существовать разделение на «игру» и «обычное состояние»…
Актер не скрывает, что не смотрел весь фильм, потому что боится опять попасть под влияние загадочного образа князя, и вечного и неразрешимого вопроса о том, что же стоит за гранью «нормальности». Недаром так часто можно услышать о том, что Миронов выкладывается с нечеловеческой отдачей, в эти мгновения полностью забывая, что где-то в другом измерении осталась реальная жизнь.
Потом была картина Алексея Учителя «Космос как предчувствие». Режиссер целый год ждал Евгения, пока шли съемки «Идиота». Актеру очень понравился легкий, акварельный сценарий, написанный Александром Миндадзе, – в маленьком городке живет человек по прозвищу Конек, который мечтает полететь в космос. Он повар, ездит на велосипеде и занимается боксом. И заканчивается эта история удивительно: Конек действительно встречает настоящего Гагарина!
Одна из недавних работ Миронова в кино – остросюжетный боевик Егора Кончаловского «Побег». Сценарий новой картины режиссера двух «Антикиллеров» пресса поспешила сравнить с «Беглецом» («Fugitive», 1993), главную роль в котором исполнил Харрисон Форд, однако создатели картины опровергают это мнение. Сам Кончаловский оценивает возможности Миронова гораздо выше творческого потенциала Форда. В этом фильме Евгений играет главную роль – преуспевающего кардиохирурга, в прошлом абсолютно счастливого человека, которого обвиняют в убийстве жены, и его жизнь в один миг кардинально меняется. В картине актер задействован с прекрасным актерским составом: Алексеем Серебряковым, Викторией Толстогановой, Любовью Толкалиной, Александром Моховым и Юрием Беляевым.
Среди других киноработ актера стоит отметить картины: «Перед рассветом» (1989), «Как живете, караси?» (1992), «Последняя суббота» (1993), «Трамвай в Москве» (1995), «Двадцать минут с ангелом» (1996), «Змеиный источник» (1997), «Мама» (1999), «Дневник его жены» (2000), «На Верхней Масловке» (2004), «В круге первом» (2005), «Охота на пиранью» (2006).
Евгений Миронов удостоен наград: за лучшую мужскую роль кинофестиваля «Кинотавр» («Любовь», 1992), премия «Созвездие» за лучшую мужскую роль («Любовь», 1992), лучший артист года – приз кинокритики («Любовь», 1992), специальный приз жюри Женевского кинофестиваля «Молодые звезды Европы» («Любовь», 1992), лучший артист года, приз кинокритики («Анкор, еще Анкор!», 1994), лучший артист года, приз кинокритики («Мусульманин», 1995), «Ника» за лучшую мужскую роль («Лимита»), «Кумир» – премия деловых кругов («Ревизор»), «Созвездие» за лучшую роль второго плана («Утомленные солнцем», 1995), премия «Триумф» за вклад в культуру (2001), премия «Тэфи» за лучшую мужскую роль («Идиот», 2003), премия «Золотой орел» за лучшую мужскую роль («Идиот», 2004), премия А. Солженицына («Идиот», 2004), премия «Национальная гордость России» за личный вклад в развитие культуры, «Кумир» (2005), премия «Ника» за лучшую мужскую роль («Космос как предчувствие», 2006).
Миронову интересно работать как в кино, так и в театре… По его мнению, в театральных постановках результат в большей мере зависит от самого актера, который непосредственно влияет на творческий процесс. В кино – вс? в руках режиссера, монтирующего фильм, – конечный результат предугадать очень сложно.
Подарком судьбы в театре, ролью, с которой актер объехал весь мир, но по различным обстоятельствам сейчас не играет в Москве, он считает «Гамлета». Изначально Евгений не думал об этом персонаже и никогда не хотел сыграть его, так как считал образ датского принца не совсем подходящим для его актерского темперамента.
Но Питер Штайн – великий режиссер, буквально по миллиметру и слову открыл для него удивительно разноплановую личность, можно сказать, весь мировой репертуар в одном образе. У Миронова Гамлет – человек цельный и очень одинокий, а его знаменитый монолог – это не крик победителя, а мысли вслух, состояние души, ее боль и смятения. На такое решение Миронова подтолкнул документальный фильм об актерах, в то или иное время сыгравших эту удивительную роль, – Лоуренсе Оливье, Максимилиане Шелле, Иннокентии Смоктуновском... Тогда многое открыла именно фраза Смоктуновского: «Играть Гамлета может любой хороший артист, но вот быть им...» В тот миг Миронов понял, что значат эти слова...
О «Гамлете» Питера Штайна с Евгением Мироновым, Александром Феклистовым, Михаилом Филипповым, Ириной Купченко, Владимиром Этушем написано и сказано много. Эта постановка – одна из интереснейших работ режиссера, который адресовал свой спектакль молодежи. Он хотел еще раз по-своему поведать миру эту запутанную историю, подвигнувшую режиссера на весьма авангардные ходы.
Питер Штайн поставил в Москве два проекта огромного масштаба – «Гамлет» и «Орестея», ставших впоследствии всемирно знаменитыми. Спектакль «Орестея» положил начало совместным проектам Международной конфедерации театральных союзов – «Лучшие режиссеры мира с русской актерской школой». Штайн охарактеризовал игру Миронова коротко: «Дальше – только космос», и в двух своих московских работах главную роль отдал именно ему.
Для немецкого режиссера эти спектакли в определенном смысле стали частями дилогии – Оресту, как и Гамлету, предстояло решить – убивать или нет, двух героев мучали сомнения. Для Миронова работа с Питером Штайном – это удивительное ощущение от общения с большим мастером, который дает одновременно и свободу, и очень четкий ориентир, заставляя серьезно относиться к каждому слову.
Актеру довелось работать и с другим выдающимся человеком – Декланом Доннеланом, которого называют самым русским из английских режиссеров. Он поставил в Росс��и «Бориса Годунова», а роль Самозванца прекрасно удалась Евгению: Гришка Отрепьев в его исполнении – это и низкий человек, и хладнокровный убийца, и выдающийся оратор.
В театре судьба подарила актеру удивительную встречу с Достоевским. Неожиданностью и творческой удачей стала роль в спектакле Валерия Фокина «Братья Карамазовы». Поначалу казалось, что Миронов должен играть Алешу, и вдруг – Иван. Эта роль стала достаточно болезненной для актера – во время работы над спектаклем он вместе с режиссером в поисках образа посещал психиатрическую больницу. Первое впечатление оказалось просто потрясающим и явилось своеобразным проникновением в глубокий мир, о котором человек непосвященный может только догадываться. Они увидели, как через живопись людей с болезненной психикой проступает личное – одиночество, страх, радость и надежда. Актер не только перевернул привычное видение героя Достоевского, но и удивительно тонко передал мироощущение безумного художника-гения в следующем спектакле Фокина «Еще Ван Гог…».
Во время работы над этими образами фантазия воспроизводила ряд самых неожиданных ассоциаций: вспомнились люди, не вписывающиеся в рамки обыденности с точки зрения бытовой логики, но при этом гениальные – Врубель, Федотов, Ван Гог и сам Достоевский. Возникла целая череда вопросов, на которые невозможно ответить однозначно.
О.П. Табаков считает Миронова одним из своих любимых учеников. Слагаемые этого чувства, может быть, немного личные: Евгений его земляк, слишком сильно напоминающий самого мэтра в юности – порывистый, талантливый и очень любящий играть на сцене. Зачастую ему приходится работать в непростом жанре музыкального спектакля, соединяя пение, танец и метания человеческого духа, как могут лишь единицы из его сверстников.
Всегда удивляет то, что он делает в спектакле «Прищучил», – одинокий, никому не нужный и отчаявшийся человек. Конечно, вспоминаются «Звездный час», «Бумбараш», «Номер тринадцать» (режиссер В. Машков), где его талант получает свободу в полном объеме.
Миронов любит кланяться – ему просто необходимо, чтобы актеры выходили на поклоны стремительно, а в «Провинциальных анекдотах» это превратилось в мини-спектакль, разыгрываемый им вместе с Табаковым и Машковым с неизменным энтузиазмом. Здесь роль вампиловского человека-ангела кажется для него символичной – в театральном мире редко встретишь актера, о котором все говорили бы только хорошее.
Миронов поразительно трудоспособен и обладает редкой способностью удивляться чужому таланту. Олег Павлович признается: «В нем такая ранимость души... И сочетается она с серьезностью отношения к себе, которая иногда ставит его в смешную ситуацию. На мой взгляд, Мольера он может сыграть не хуже, чем Шекспира или Достоевского. Женя – чрезвычайно благодарный человек… Я думаю, что не престижностью он бывает счастлив… Он счастлив, когда играет в театре».
На XI Российском кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине Евгений Миронов представлял анимационный фильм «Щелкунчик», который получил один из призов. Актер признался в том, насколько ему интересен первый опыт в анимации, и говорил о своем учителе: «Когда он приходит на приемы, ему сразу начинают говорить комплименты: “О, кот Матроскин”, и разговор становится теплее… Потому что люди, которые в юности или детстве смотрели этот мультфильм, не могут ему отказать. Я бы мечтал, чтобы у меня была такая же слава...»
Миронову посчастливилось работать с прекрасными актрисами – Ириной Купченко, Алисой Фрейндлих, Инной Чуриковой, Екатериной Васильевой, Мариной Нееловой, Татьяной Васильевой, Нонной Мордюковой, Ниной Усатовой, Ириной Розановой, Еленой Яковлевой, Татьяной Догилевой, Еленой Майоровой. Евгений искренне считает, что ему часто улыбается удача: в какой-то момент выдающиеся режиссеры, рискуя, приглашают его играть, а для актера это шанс меняться и пробовать себя в совершенно невероятных проектах.
Изначально эта профессия предполагает хотя бы минимальные знания того, чем по сюжету занимается актер. Миронов и здесь оригинален: когда он что-то делает в кадре, то должен сам досконально изучить данный вопрос. Если по сюжету ему приходится боксировать, то актер начинает осваивать этот вид спорта, занимается фехтованием, ездит на лошади… Репетируя Гамлета, он даже учился игре на саксофоне – во время работы над спектаклем вместе с Питером Штайном они посещали клубы и наблюдали за тем, как играют музыканты. Во время съемок фильма «Мусульманин» Миронов ходил в мечеть – для него оказалось важным познать этот мир изнутри. Удивительно, но после выхода картины многие не верили, что актер сам исполнял призыв к молитве.
Евгений Миронов – один из самых востребованных актеров, он играет лучшие роли мирового репертуара, работает с великими режиссерами, но о своих новых планах обычно предпочитает не говорить вслух. Может быть, в этом случае можно вспомнить поверье: «Если мечту озвучить, то она вряд ли осуществится». В своей жизни с подобной ситуацией Евгений сталкивался не раз и теперь старается быть осторожнее.
Люди, работающие с ним, отмечают его нечеловеческую энергию, в каждой работе актер выкладывается до конца и при этом находит новые силы. Известный русский актер, режиссер и писатель Михаил Чехов писал о том, что постепенно в работе над ролью нужно отказываться от частностей, оставляя в образе «белые пятна». Но для Евгения важно понять все закоулки сценария, полностью осознать и прочувствовать мысли и поступки своего героя. Практически на всех спектаклях он испытывает колоссальные нагрузки, порой теряя в весе до двух килограмм.
Миронов – выдающийся артист, который работает над ролями до полного самозабвения, но благодаря этой страсти уже достиг высот, которые в этом возрасте даются не многим. Он верит в свою удачу, потому что самые неисправимые мечтатели все-таки способны дотянуться до звезды.
Некоторые из театральных ролей Евгения Миронова удостоены премий: «Хрустальная Турандот» (спектакль «# 13»), «Чайка» (спектакль «# 13»), «Чайка» («Борис Годунов»).
Е.В. Миронов – народный артист России, лауреат Государственной премии РФ.
Живет и работает в Москве.

biograph.ru

 
« Пред.   След. »
home contact search contact search